Главная > Дизайн ТипографикаКраткий словарь начинающего типографаНедавно брал почитать книгу по типографике Александры Колорольковой "Живая типографика". Из неё подчерпнул очень много полезной и интересной информации по построению и организации типографики. В книге изложена базовая терминология типографики, которую я решил записать. Типография — Искусство расположения, создания композиции из наборного материала на плоскости листа. Типограф — Человек заинтересованный в работе с текстом, с его пластической стороной. Удобочитаемость(readability) - Характеристика длинных текстов, предназначенных для сплошного чтения, и шрифтов для набора таких текстов. Самый удобочитаемый шрифт - самый нейтральный и незаметный. Различимость(legibility) — Свойство текста и шрифта, особенно важное для восприятия в нестандартных условиях: с большого расстояния, при слабом освещении или за очень короткое время. Надпись должна быть крупной, а буквы очень ясной формы и максимально отличаться друг от друга Заметность(visibility) — Важна в тексте, который должен привлекать к себе внимание. Такой текст мы, прежде всего, видим и только потом читаем. Удобочитаемость (readability) — Характеристика текста, которая указывает на пригодность текста для чтения больших объемов информации, такой текст должен быть максимально незаметным, чтобы читатель акцентировал внимание на его содержании, а не на внешнем виде. Графема — Идея, базовая форма знака. Графема позволяет отличать конкретный знак как от беспорядочного сочетания форм, так и от любого другого осмысленного знака. Текстовые шрифты — Шрифты, предназначенные для набора сплошных текстов, принято называть текстовыми. Текстовые шрифты наиболее консервативны в отношении формы. Они должны быть максимально привычными и незаметными, чтобы не отвлекать читателя от содержания текста. Заголовочные и выделительные шрифты — Обычно часть текстовой гарнитуры. Они встречаются в сплошном тексте и служат для того, чтобы привлечь внимание к его фрагментам или заголовку. Акцидентные шрифты — Акцидентные шрифты еще называют декоративными. Их главная задача - привлечь внимание читателя. Обычно акцидентные шрифты используют в крупных кеглях. Дуктальные шрифты — Словом дукт называют одно движение руки при письме (то есть за один дукт появляется один штрих буквы). Дуктальные шрифты имеют в своей основе письмо каким-либо инструментом. Следует понимать, что никакой наборный шрифт, кроме имитации почерка, не является буквальным воспроизведением написанных знаков. Глиптальные шрифты — В строгом смысле понятие "глиптальный шрифт" обозначает шрифт, вырезанный в камне или другом твёрдом материале. Инструмент письма — Форма буквы при письме зависит не только от графемы, но и от того, чем буква была написана. Инструменты письма могут быть трёх типов. Пишущая поверхность которых представляет собой вытянутый прямоугольник (в упрощенном понимании - линию). Это любое ширококонечное перо, плоская кисть и другие инструменты. Толщина штриха, нанесённого ими, зависит от его направления. Во-вторых, такие, след от которых меняется в зависимости от нажима. Это остроконечное перо и круглая кисть. При письме инструментами первых двух типов буквы получаются контрастными. В - третьих, с пишущей поверхностью обычно округлой формы, след от которых заметно не меняется ни от силы нажима, ни от поворота. Это карандаш, фломастер с острым концом, шариковая ручка. Антиква (serif) — Контрастный шрифт с засечками. Брусковый шрифты (slab-serif) — Неконтрастный или малоконтрастный шрифт с засечками, близкими по форме к прямоугольнику. Гротеск, рубленый шрифт (sans serif) — Шрифт без засечек, как правило, неконтрастный. Динамика и статика шрифта — Динамика или статика зависят от того, к какому типу письма ближе шрифт. Динамические шрифты происходят от письма широконечным пером, статические - остроконечным. Степень динамики и статики шрифта зависит от наклона осей овалов, открытости, или закрытой формы знаков, контраста, формы засечек, соотношения ширины прописных знаков. Кернинг — Для нормального чтения нужно, чтобы межбуквенные пробелы в строке были визуально одинаковыми. Однако существуют такие сочетания знаков, между которыми возникают "дырки". Чтобы от них избавиться, при проектировании цифрового шрифта в него закладывают информацию о конкретных парах знаков (AV), расстояния между которыми надо корректировать. Типометрическая система — Система измерений, принятая в типографике. С ее помощью определяют размеры наборного шрифта и пробельных элементов внутри наборной полосы. Пункт(point) — Основная единица типометрической системы. Пункт равен приблизительно 1.72 части дюйма(0.353мм). Кегль — В металлическом наборе кеглем называли высоту кегельной площадки литеры. В компьютерном наборе материальной литеры не существует. Приблизительно, высота кегельной площадки равна сумме высоты строчных букв, верхних и нижних выносных элементов. Строчные буквы — Буквы принятые для набора сплошного текста. В просторечии строчные буквы называют "маленькими". Прописные буквы (заглавные) — Прописные буквы в просторечии называют "большими" буквами. Капитель — Капителью называют буквы чуть выше строчных, но с рисунком прописных. Капитель применяется для выделений в тексте, а также для того, чтобы в начале главы смягчить переход от инициала к строчным буквам. Апрош, межбуквенный пробел — Апрошем называют промежуток между буквами, сообщающий сочетанию букв специфическую форм. Апрош составляется из двух полупрошей соседних букв. Трекинг — В редакторах вёрстки трекингом называют равномерное увеличение или уменьшение апрошей на каком-либо участке текста. Им периодически пользуются при вгонке и выгонке. Выключка (justification) — Выключка связана с установкой межсловных пробелов в строке. Во времена металлического набора под выключкой обычно понимали выключку по формату, то есть обязательное достижение заданной ширины колонки текста за счет изменения размера межсловных пробелов. Вгонка и выгонка — Вгонка это сокращение, а выгонка - увеличение количства строк набора с помощью средств типографики. Они нужны, чтобы, например, избавиться от висячей или короткой концевой строки Интерлиньяж — Это расстояние между базовыми линиями соседних строк. Базовый интерлиньяж равен кеглю, т.е расстояние между базовыми линиями при таком интерлиньяже равно высоте кегельной площадки. Взято с Главная > Дизайн |